Эпигенетические вопросы межвидовых гибридов, в частности стрептокарпусов

Аватар пользователя Павел Еникеев
Опубликовано ср, 2017-07-26 17:03 пользователем Павел Еникеев

Рассмотрим ассоциативный аллегорический пример работы ДНК.  Гены – это как бы  двери, в сложном многоходовом лабиринте со множеством комнат, в которых множество других дверей с выходами в другие лабиринты с другими комнатами. И в какой-нибудь комнате могут открываться какие-то признаки или свойства организма. Такая вот  бродилка.

Так вот, эпигенетические механизмы – это замки и ключи от дверей.

И вот ходите вы по лабиринту, а у вас только небольшая связка ключей, которые  подходит не ко всем дверям. И часть комнат для вас просто недоступны.

К примеру, имеете вы многокомнатную квартиру, в которой  все двери бронированные и с замками. А ключи  у вас есть только от одной комнаты. В результате фактически вы имеете не многокомнатную квартиру, а однокомнатную. И не так страшно, если у вас нет ключа от какой-то комнаты.  А если у вас нет ключа от кухни или туалета?..

Вот так построена ДНК. Что-то открыто, что-то закрыто. И определённый набор ключей в определенный момент позволяет открывать лишь определенные двери.

И самое интересное в том, что недостающие ключи могут лежать в самых неожиданных местах,  также как и новые двери могут находиться в самых странных уголках.

Вспоминаем сказку про Буратино J)

И вот вы заглядываете в какую-то кладовку. А там на полочке лежат ключики.

«Опачки, как замечательно!» - скажете вы. К примеру, на ключах даже указано, от какой они  двери, и вы даже знаете, где она находится.

Но бывает так, что эти ключики пристегнуты другим замком, от которого у вас, увы, нет ключа.

А может быть так, что дверь открывается не одним ключом, а двумя-тремя и больше. Бывает так, что нужно открыть замки по очереди, а может, что только вместе.

Бывает так, что пока вы искали один ключ, потеряли другой. А бывает так, что взяв один ключ, вы должны отдать другой, потому что на связку нельзя повесить все ключи, она будет слишком тяжелая, и вы ее просто не унесете далеко. Добавим сюда, что двери могут захлопываться, и уже закрываться на другой замок. А бывает так, что вы дверь-то открыли, а там вовсе не то, что вам хотелось, а даже наоборот, вплоть до злого голодного ягуара.

Такая вот сумасшедшая тактическая бродилка, похожая на раскладывание пасьянса, только разница в том, что когда вы кладете карту, у вас открывается новый пасьянс, который также нужно сложить.

Т.е. наличие гена - не обязательное условие его работы. И условия, при которых включаются и выключаются гены, могут быть очень и очень сложные, многоходовые,  даже  противоречивые,  и управляться внешними, а не только внутренними  факторами.

Кстати, именно поэтому в народе существует очень правильное  поверье о том, что беременную женщину надо беречь и угождать ей, ибо от этого зависит, как будет развиваться плод.

Да, это очень важно. Развитие плода, включение и выключение генов может управляться гормональным балансом самой женщины. Эволюционные законы заточены на то, чтобы рожденный человек был максимально приспособлен к тем условиям, в которых существует на этот момент женщина. И после рождения ребенок продолжает формироваться, и эпигенетические процессы не прекращаются. Вы можете заметить, как ребенок был похож сначала больше на одного родителя, а потом на другого. А потом уже на бабушку-дедушку, и т д. Эпигенетические законы работают и при  формировании мозга. Сначала ребенок увлекается одним, а потом другим. Это нормально. Потому что сначала может формироваться один раздел мозга, отвечающий за определенные способности,  потом другой. И все это неравномерно. Один ребенок заговорит в полтора года, а другой в 5 лет. Один ребенок сможет математические способности открыть в 5 лет, а другой в 15 лет и т.д. И можете попытаться нанять сотню репетиторов по какому-нибудь трудному для вашего ребенка предмету, но если участки мозга для этих способностей еще не сформированы, все ваши труды напрасны.

Мы отвлеклись, вернемся к нашим стрептокарпусам. Все относительно просто, когда при оплодотворении  гены смешиваются с генами своего вида.  Алгоритм их работы, в том числе и алгоритм и последовательность включения и выключения, уже отработаны временем.

Хуже, когда смешиваются гены разных видов. И вот здесь может быть хаос.

Заходите вы в подъезд, а планировку поменяли, двери другие, комнаты другой формы, замки чужие. Какой замок вы откроете,  куда зайдете и что вы найдете? А черт его знает, только методом тыка и определите.

Так возникают новые свойства, и пропадают старые. Свойства могут управляться неизвестным для вас  алгоритмом.

Это и проблема, и в тоже время очень интересно.

К примеру, хочу показать один из наблюдаемых мной эффектов перехода розеточной формы стрептокарпуса в стеблевую и наоборот.

Причем самое интересное, что гибриды, которые имеют эти свойства, получены из розеточных видов. Это говорит о том, что гены, отвечающие за  переход в розеточную форму и наоборот, могут находиться в любом виде и гибриде  стрептокарпуса, даже в тех, которые никогда этих свойств не проявляли.

 

 

Еще интересное наблюдение заключается в том, что если стрепс перешел в стеблевую форму, то перевести его обратно в розеточную форму весьма трудно и даже невозможно. Даже при размножении, новые детки  будут рождаться, в зависимости от того какой лист, выросший   с какого места, вы посадили. Т.е. эпигенетические изменения могут сохраняться длительное время.

Поэтому если у вас розетка вдруг перешла в стебель, и вы хотите получить детки розеточной формы, то вам надо сажать листья, выросшие на растении в то время, когда растение было еще розеткой. Все посаженные листья уже со стеблевой формы, могут давать только деток со стеблевой формой.

Эти рекомендации могут быть актуальны и при других каких-то признаках, управляемых эпигенетическими законами.

К примеру, полное прекращение наращивания листьев в пользу цветоносов. Стрептокарпус начинает цветки и выпускает исключительно одни цветоносы. Вывести с этого состояния некоторые сорта просто невозможно.  И остается лишь наслаждаться цветением. К сожалению, такие сорта истощаются и могут погибнуть. Возобновление таких сортов возможно лишь через посадку листьев и получение новых деток. Но иногда такие эпигенетические изменения, регулирующие переход в фазу цветения могут передаваться уже деткам. И в этом случае рожденная детка с 1-2 деточными листьями сразу же переходит в цветение.  Помочь может только выращивание деток с листа со сниженным освещением или ночью более 13 часов.

Но бывают сорта, которые после фазы цветения возвращаются в фазу наращивания листьев. Наращивают 2-3 листа и опять переходят в фазу цветения. К примеру, так ведет себя наш сорт DS-1573.

http://dimetris.com.ua/forum/viewtopic.php?t=10383

 

 

 

Изложенные выше случаи получаются  благодаря тому, что есть виды стрептокарпусов однолистные, есть розеточные, а есть имеющие стебель. Есть стрептокарпусы цветущие размеренно, а есть наплывами. И вполне вероятно, что гены, отвечающие за эти свойства, могут находиться во всех видах, но в различном, включенном или выключенном, состоянии. А вот как именно, с помощью каких внешних или внутренних факторов происходит их включение или выключение, на сегодня  больше вопросов, чем ответов.